Естественнонаучная грамотность​

estestven.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными
науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в
аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
Научно объяснять явления
Понимать основные особенности естественнонаучного исследования
Интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов
Научное объяснение явлений

Оцениваемые умения:

1. Применить естественнонаучные знания для объяснения явления.

2. Распознавать, использовать, создавать объяснительные модели и представления.

3. Делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления.

4. Объяснять принцип действия технического устройства или технологии.

Характеристика задания:

1. Стандартная ситуация, используется программный материал.

2. Нестандартная ситуация, не имеет готового объяснения. Необходимо произвести преобразования в модель со взаимосвязями.

3. На основе понимания механизма явления/процесса обосновать дальнейшее развитие событий.

4. Объяснить, на каких научных знаниях основана работа технического устройства.

Понимать основные особенности естественнонаучного исследования

Оцениваемые умения:

1. Распознавать и формулировать цель данного исследования.

2. Предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса.

3. Выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки.

4. Описывать и оценивать способы, которые используют ученые, чтобы обеспечить надежность и достоверность

Характеристика задания:

1. Краткое описание исследования. Определить цель.

2. Кратко сформулировать или оценить идею. Описать основные этапы исследования.

3. Формулировать гипотезы. Предлагать способы их проверки.

4. Охарактеризовать назначение элемента исследования, который повышает надежность результата

Интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Оцениваемые умения:

1. Анализировать, интерпретировать данные, делать выводы.

2. Преобразовывать данные из одной формы в другую.

3. Распознавать доказательства, допущения, рассуждения в научных текстах.

4. Оценивать с научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников.

Характеристика задания:

1. Формулировать выводы на основе интерпретации данных, которые представлены в разных формах (графики, диаграммы, …).

2. Преобразовать одну форму информации в другую (например, словесную в схематическую).

3. Выявлять и формулировать допущения, на которых строится научное рассуждение. Характеризовать типы научного теста.

4. Оценить корректность и убедительность утверждений в различных источниках (научно-популярные тексты, сообщения СМИ, высказывания людей)

Контексты (тематические области)

 здоровье;

 природные ресурсы;

 окружающая среда;

 опасности и риски;

 связь науки и технологий.

Банк заданий и информационные материалы