Читательская грамотность

kniga Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Компетенции (умения):

 Находить и извлекать информацию

✔ Интегрировать и интерпретировать информацию

 Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

 Использовать информацию из текста

Важнейшими составляющими читательской деятельности, поддающимися измерению, являются читательские действия – те задачи и способы их решения, которые использует читатель для того, чтобы проложить собственный путь по тексту и между текстами.

Читательские действия,связанные с нахождением и извлечением информации из текста:

✔ Извлечение - это процесс выбора и предъявления конкретной информации, запрашиваемой в вопросе.

✔ Поиск - Чтобы найти в тексте один или нескольких фрагментов информации, необходимо бегло просмотреть (сканировать) весь текст и выделить ту его часть (например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где искомая информация содержится.

Читательские умения

1. Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.)

2. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации

3. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста

4. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста

5. Определять наличие/отсутствие информации

Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста

✔ Способность осмыслить и оценить форму текста

✔ Способность связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом

Читательские умения

1. Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора

2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов

3. Понимать назначение структурной единицы текста

4. Оценивать полноту, достоверность информации

5. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах

6. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте

Читательские действия, связанные с использованием информации из текста
✔ умение применять информацию, представленную в тексте для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач
Читательские умения

1. Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний

2. Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний

3. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу

4. Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста

5. Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую)

6. Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью

Банк заданий и информационные материалы

✔ Банк заданий PISA

✔ Мастер-классы  PISA

✔ Рекомендации по формированию читательской грамотности

✔ Демонстрационные материалы