Читательская грамотность
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. | |
Компетенции (умения): |
✔ Находить и извлекать информацию ✔ Интегрировать и интерпретировать информацию ✔ Осмысливать и оценивать содержание и форму текста ✔ Использовать информацию из текста |
Важнейшими составляющими читательской деятельности, поддающимися измерению, являются читательские действия – те задачи и способы их решения, которые использует читатель для того, чтобы проложить собственный путь по тексту и между текстами. | |
Читательские действия,связанные с нахождением и извлечением информации из текста: |
|
✔ Извлечение - это процесс выбора и предъявления конкретной информации, запрашиваемой в вопросе. |
✔ Поиск - Чтобы найти в тексте один или нескольких фрагментов информации, необходимо бегло просмотреть (сканировать) весь текст и выделить ту его часть (например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где искомая информация содержится. |
Читательские умения |
1. Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.) 2. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации 3. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста 4. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста 5. Определять наличие/отсутствие информации |
Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста |
|
✔ Способность осмыслить и оценить форму текста |
✔ Способность связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом |
Читательские умения |
1. Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора 2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов 3. Понимать назначение структурной единицы текста 4. Оценивать полноту, достоверность информации 5. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах 6. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте |
Читательские действия, связанные с использованием информации из текста | |
✔ умение применять информацию, представленную в тексте для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач | |
Читательские умения |
1. Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний 2. Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний 3. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу 4. Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста 5. Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую) 6. Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью |
Банк заданий и информационные материалы | |